Главная » Память » Форма хранения информации

Форма хранения информации

Эффект модальности проявляется для нескольких последних слов списка независимо от того, состоят ли эти слова из одного или четырех слогов. Таким образом, те места в ряду, где обнаруживается преимущество слухового предъявления (каждому месту соответствует одно слово),всегда одни и те же, независимо от длины отдельных элементов. Это, конечно, означает, что на длительность эффекта модальности, измеряемую числом мест в ряду, не влияет то, сколько времени займет слуховое предъявление соответству-ющих элементов (ведь для произнесения четырехсложных слов нужно больше времени, чем для слов, состоящих всего лишь из одного слога). Эти данные наводят на мысль, что этот эффект не связан с особенностями экоической памяти, поскольку длительность предъявления слов, несомненно, должна сказываться на сохранении экоических образов.
  
Как показывают только что рассмотренные критические замечания, теории экоической памяти не дают полного объяснения природы экоических образов. В связи с изучением сенсорных регистров возникает также ряд более общих проблем. В качестве иллюстрации отметим, что сенсорный регистр, который мы называем экоической памятью, называют также прекатегориальным акустическим хранилищем. Термин «прекатегориальный» очень важен— он указывает на то, что находящаяся в сенсорных регистрах информация содержится в них не в виде распознанных, отнесенных к определенным категориям элементов, а в «необработанной» сенсорной форме. Стимулы, предъявленные зрительно, содержатся в них в форме зрительных образов, предъявленные на слух — в виде звуков и т. д. Когда произойдет распознавание образов, зарегистрированная информация будет находиться уже не только в сенсорных регистрах; после распознавания сенсорные следы быстро угасают.
  
Здесь необходимо подчеркнуть прекатегориальную природу сенсорных регистров, поскольку центральная проблема исследований, касающихся регистров,— это отделение эффектов, обусловленных самими сенсорными регистрами, от возможных влияний распознанной информации. В экспериментах Сперлинга, например, это отделение достигалось путем сравнения количества информации, которая может удерживаться сразу после предъявления стимула, с тем ее количеством, которое сохраняется в течение нескольких секунд. В экспериментах с экоическими образами иногда пытались провести такое разделение, предъявляя испытуемым информацию, которую они не могли распознать, например слова на фоне шума, и мы отмечали, что, быть может, при этом не удалось, полностью исключить переработку первичных сенсорных данных. К числу возможных последствий этого, вероятно, относятся завышенные оценки продолжительности сохранения экоических образов и неверные интерпретации эффекта приставки.
  
В более общем плане можно сказать, что при изучении памяти нередко бывает важно определить форму, в которой хранится информация, способ ее кодирования. Одно и то же слово может содержаться в памяти в форме звука, в графической форме, в качестве метки или в виде сложного комплекса значений. Очень часто психологи хотели бы отделить хранение информации в форме вербальных меток от какого- либо иного кода. Мы увидим, например, что некоторые исследователи пытались отличать хранение в вербальной форме от такого хранения в зрительной форме, которое не является ни сенсорным, ни вербальным. Этот последний вид хранения информации был назван «образной памятью». Подобные проблемы особенно важны при изучении человеческой памяти, так как только человек способен описывать словами то, что он видит и слышит. Эта присущая ему одному способность использовать для хранения информации язык дает возможность кодировать запоминаемый материал несколькими различными способами: поэтому различение разных кодов становится важной проблемой теоретического изучения памяти.
  
Разпознавая тот или иной образ, мы извлекаем смысл из некоторых сенсорных данных. Процесс распознавания образов имеет фундаментальное значение для нашего поведения, поскольку он составляет часть взаимодействия между реальным миром и сознанием субъекта. Для распознания данного образа информация, находящаяся в одном хранилище памяти, сенсорном регистре, должна быть сопоставлена с информацией, находящейся в другом хранилище — долговременной памяти. Информация первого рода только что поступила в виде некоторого стимула, информацию второго рода составляют приобретенные ранее сведения об этом стимуле. Если, например, нам предъявлен стимул, состоящий из трех линий (/, \ и —), то мы распознаем в нем букву А. В таком случае мы можем дать этому стимулу название — из одного или нескольких слов (например, «это буква А»), Распознание образа не всегда означает словесную формулировку; нередко мы распознаем образы, не называя их (мы можем, например, распознать некое лицо как знакомое; какой-то запах может напомнить нам о месте, где мы его раньше ощущали). Так или иначе, информация, поступающая от органов чувств (о контурах, лицах, запахах и т. п.), сопоставляется и соотносится со всем тем, что нам известно об окружающем мире.
  
Нетрудно понять, что изучение распознавания образов составляет важную часть исследования памяти. Во-первых, оно связано с изучением таких хранилищ информации, как сенсорные регистры и долговременная память (ДП). Во-вторых, обсуждая процесс распознавания образов, мы столкнемся с необходимостью выяснять характер представления хранимого материала в памяти — информационного кода памяти. (Вообще «кодом» памяти называют способ представления в ней информации.) И наконец, мы рассмотрим некоторые процессы, связанные с кодом памяти. Все это станет яснее, если мы обсудим вначале, какими общими чертами должна обладать любая модель или теория распознавания образов.

Похожие статьи

Об авторе admin