Главная » Аллергология » Лекарственные аллергические гепатиты
Лекарственные аллергические гепатиты

Лекарственные аллергические гепатиты

Весьма тонким дифференциально – диагностическим критерием является показатель фруктозурии, определяемый полярографическим методом П. Л. Блинкова (1968). По данным этого автора, для лекарственных гепатитов характерно быстрое падение содержания фруктозо-дифосфата при отмене патогенного препарата, при вирусном гепатите выявляется увеличение содержания фруктозы.
  
Наибольшее диагностическое значение, как уже отмечалось, имеет морфологическое исследование ткани печени, которое позволяет поставить правильный диагноз в 73% случаев. Гистологическая картина лекарственных гепатитов нами приведена выше, а морфологические отличия лекарственных и вирусных гепатитов представлены в табл. 17 (по М. Е. Семендяевой с соавт., 1971).
  
Течение лекарственных аллергических гепатитов в основном доброкачественное. Однако в ряде случаев гепатит переходит в цирроз печени, а иногда и в острую дистрофию печени с летальным исходом.
  

Лекарственно-аллергические поражения желчного пузыря, желчных протоков и поджелудочной железы диагностируются очень редко; этиологическая и патогенетическая сущность случаев, приведенных в литературе, не всегда доказательна.
  
Мы наблюдали больную 42 лет, учительницу, которая в связи с гипертонической болезнью периодически принимала различные депрессивные препараты. Однажды при необычном подъеме артериального давления больная приняла депрессии, гипотензивный эффект был достигнут, но почти через сутки появилась резкая боль в правом подреберье, субиктеричность, увеличение печени (она выступала на 7—8 см из подреберья), болезненность, и эти явления были истолкованы как недостаточность кровообращения — следствие гипертонического криза. Повторение указанных явлений при аналогичных обстоятельствах, необычно быстрое для недостаточности кровообращения их исчезновение, а также обнаружение нескольких элементов крапивницы позволили предположить лекарственную аллергию. Установлено, что аллергеном являлся гипотиазид (составная часть депрессина).
  
По степени тяжести эти нарушения варьируют от легких, со временем исчезающих, до тяжелых, необратимых, служащих причиной смерти.
В дальнейшем появились описания некронефрозов и острой почечной недостаточности, развившихся в связи с применением пенициллина (,тетрациклина (Э. Патев, 1966), йодсодержащих препаратов седативных и психотропных средств типа хлорпромазина, циклобарбитала валиума ,полимиксина (Е. С. Брусиловский, 1970). А. Рич (1962) указывает, что иногда медикаментозный аллергоз почки выражается в ее резком увеличении вследствие диффузного интерстициального воспалительного экссудата, наступает смертельный исход; в этих случаях недостаточность функции почек развивается даже без поражения клубочков. По мнению этого автора, значительно чаще при реакциях повышенной чувствительности к лекарствам наблюдаются гломерулонефриты (острые или хронические). При этом поражения бывают больше очаговыми, чем диффузными, но в одном и том же случае иногда можно определить одновременно неодинаковую степень поражения клубочков и капилляров (от незначительной пролиферации до тяжелых очаговых некрозов).
  
Известны случаи нефропатий, служащих одним из проявлений геморрагического васкулита или узелкового периартериита, лекарственного происхождения ( Рох, 1948; В. А. Насонова, 1959; 3. А. Данилина, 1961). Иногда лекарственная аллергическая реакция, не являясь причиной поражения почек, вызывает значительное ухудшение течения уже имеющегося заболевания — почечнокаменной болезни, хронического нефрита, пиелоцистита (Е. Я- Северова,1969).

На ту же тему

Об авторе admin